20.1 Соединители должны:

a) или иметь механическую или электрическую, или какую-либо другую блокировку, выполненную таким образом, чтобы исключалась возможность их разъединения, если контакты находятся под напряжением, а также возможность подачи напряжения на контакты, когда соединитель разъединен,

b) или быть сконструированы таким образом, чтобы крепление вилки с розеткой соединителя осуществлялось посредством специальных крепежных деталей в соответствии с 9.2, а на оболочке соединителя выполнялась предупредительная надпись «Разъединять, отключив от сети».

В случае, если с соединителей с болтовым креплением напряжение до их разъединения не может быть снято, поскольку они присоединены к аккумуляторной батарее, должна быть предусмотрена предупредительная надпись «Разъединять только вне взрывоопасной зоны».

20.2 Соединители на номинальный ток, не превышающий 10 А, и номинальное напряжение, не превышающее 250 В переменного тока или 60 В постоянного тока, могут не удовлетворять требованиям 20.1, если соблюдаются следующие условия:

- части, остающиеся под напряжением, выполнены в виде розетки;

- вилка и розетка разъединяют номинальный ток с выдержкой времени, достаточной для прекращения горения электрической дуги до их разъединения;

- соединение вилки с розеткой обеспечивает взрывонепроницаемость по стандарту на взрывонепроницаемую оболочку в течение всего времени гашения электрической дуги, возникающей при разъединении контактов;

- контакты, оставшиеся под напряжением после разъединения, защищены одним из видов взрывозащиты, перечисленных в разделе 1.

20.3 Вилка и другие детали не должны оставаться под напряжением, если она не соединена с розеткой.

20.4 Электрическая блокировка соединителя должна быть выполнена так, чтобы размыкание силовых контактов было возможно только после дистанционного отключения напряжения с этих контактов.

Глубина соединения силовых контактов должна превышать глубину контактов цепи электрической блокировки не менее чем на 5 мм.

20.5 Соединитель должен быть выполнен так, чтобы исключалась возможность неправильного соединения.

20.6 Для соединения заземляющих жил гибкого кабеля в соединителе должны предусматриваться заземляющие контакты, глубина соединения которых должна превышать глубину соединения силовых контактов не менее чем на 5 мм.

Заземление металлических оболочек розетки и вилки должно осуществляться путем их электрического соединения с заземляющими контактами.

20.7 На соединители искробезопасных цепей требования 20.1-20.4, 20.6 не распространяются.

20.8 Тяговые аккумуляторы и аккумуляторные батареи

20.8.1 Аккумуляторы, кроме герметичных аккумуляторов и аккумуляторов переносных световых приборов, должны удовлетворять следующим требованиям:

- элементы и отверстия, необходимые для отвода зарядных газов, возникающих во время зарядки, должны быть выполнены так, чтобы было исключено расплескивание электролита;

- перемычки для соединения аккумуляторов в батареи должны быть выполнены самотормозящимися в виде конусных контактов или равноценных им болтовых соединений. Аккумуляторы, применяемые в электрооборудовании группы 1, должны иметь по два контакта на каждый полюс.

20.8.2 Ящик для батарей, а также встроенные и электроизоляционные части должны быть стойкими к воздействию электролита (серной кислоты, калийной щелочи). Материалы должны удовлетворять требованиям 6.1, 6.3. Не допускается их выполнять из пористых материалов.

20.8.3 Электроизоляционные материалы для бака и покрытия металлических баков аккумуляторов и внутренней поверхности батарейных ящиков должны быть стойкими к действию электролита (серной кислоты, калийной щелочи). Материалы, обеспечивающие выполнение указанных требований, должны быть оговорены в технических условиях на изделия.

20.8.4 Электроизоляционные материалы бака и изоляционные покрытия металлических баков аккумуляторов и внутренней поверхности батарейных ящиков должны быть стойкими к действию электрических разрядов по поверхности, смоченной электролитом, на уровне не ниже трекингостойкости электроизоляционных материалов группы «г» по ГОСТ Р 51330.20.

20.8.5 Ящики для батарей необходимо выполнять так, чтобы была обеспечена достаточная вентиляция. Содержание водорода в атмосфере батарейного ящика не должно превышать 2,5 %.

20.8.6 Аккумуляторы должны быть встроены в ящик для батарей так, чтобы ослабление их взаимной посадки было исключено. Между двумя смежными аккумуляторами должна быть исключена возможность возникновения разрядного напряжения, превышающего 24 В.

20.8.7 Путь утечки между двумя полюсами смежных аккумуляторов должен быть не менее 35 мм. При разрядных напряжениях выше 24 В необходимо дополнительно электрически изолировать аккумуляторы друг от друга и соответственно увеличить пути утечки из расчета 1 мм на каждые 2 В. В качестве электроизоляционного материала допускается твердая резина или равноценные материалы с точки зрения их стойкости против токов утечки.

20.8.8 Ящики батарей необходимо разделять перегородками, высота которых должна быть не менее половины высоты ящика, так, чтобы ни в одном отсеке напряжение не превышало 40 В. Все внутренние поверхности ящика должны быть покрыты электроизоляционным материалом, стойким к воздействию электролита. Допускается в одном отсеке напряжение более 40 В, если приняты дополнительные меры, исключающие возникновение токов утечки.

20.8.9 На видном месте каждой батареи должна быть помещена инструкция по уходу.

20.8.10 Батарейные ящики рудничных электровозов, аккумуляторы которых можно питать от контактного провода с помощью питающего устройства, должны иметь вентиляторы с двигателями во взрывозащищенном исполнении. Двигатель вентилятора должен быть включен как при работе от батареи, так и во время стоянки электровоза и в течение зарядки батареи.

20.8.11 На батарейных ящиках рудничных электровозов должен устанавливаться наружный заземляющий зажим по ГОСТ 21130.

В начало

 




Hosted by uCoz