Схемы питания осветительных установок
На выбор схемы питания осветительных установок влияют следующие факторы:
1) мощность осветительной нагрузки;
2) вид аварийного освещения;
3) наличие трансформаторной подстанции в здании цеха;
4) наличие естественного освещения в помещениях цеха
При выборе схемы необходимо учесть требования и рекомендации ПУЭ по
раздельности питания светильников рабочего освещения и светильников
аварийного освещения:
1) Светильники рабочего освещения и светильники освещения безопасности в
производственных и общественных зданиях и на открытых пространствах должны
питаться от независимых источников.
2) Светильники и световые указатели эвакуационного освещения в
производственных зданиях с естественным освещением и в
общественных и жилых зданиях должны быть присоединены к сети, не связанной с
сетью рабочего освещения, начиная от щита подстанции (распределительного
пункта освещения) или, при наличии только одного ввода, начиная от вводного
распределительного устройства.
3) Питание светильников и световых указателей эвакуационного освещения в
производственных зданиях без естественного освещения следует выполнять
аналогично питанию светильников освещения безопасности (пункт 1).
В производственных зданиях без естественного света в помещениях, где может
одновременно находиться 20 человек и более, независимо от наличия освещения
безопасности должно предусматриваться эвакуационное освещение по основным
проходам и световые указатели «выход», автоматически переключаемые при
прекращении их питания на третий независимый внешний или местный источник
(аккумуляторная батарея, дизель-генераторная установка и т. п.), не
используемый в нормальном режиме для питания рабочего
освещения, освещения безопасности и эвакуационного освещения, или
светильники эвакуационного освещения и указатели «выход» должны иметь
автономный источник питания.
4) Применение для рабочего освещения, освещения безопасности и
эвакуационного освещения общих групповых щитков не допускается.
Разрешается питание освещения безопасности и эвакуационного освещения от
общих щитков.
5) Рабочее освещение, освещение безопасности и эвакуационное освещение
допускается питать от общих линий с электросиловыми установками или от
силовых распределительных пунктов.
6) Использование сетей, питающих силовые
электроприемники, для питания освещения безопасности и эвакуационного
освещения в производственных зданиях без естественного освещения не
допускается. На рис. 1-7 приведены наиболее характерные схемы питания
освещения производственных зданий.
Рис. 1. Схемы питания рабочего и аварийного освещения
безопасности и эвакуационного от КТП: а – от двух однотрансформаторных КТП;
б – от одной двухтрансформаторной КТП; 1 – КТП; 2 – магистральный щиток
(пункт); 3 – групповой щиток рабочего освещения; 4 – групповой щиток
аварийного освещения; 5 – линия питающей сети рабочего освещения; 6 – линия
питающей сети аварийного освещения; 7 – питание рабочего освещения других
участков здания или силовых потребителей
В схемах, приведенных на рис. 1-5, используются магистральные щитки с целью
увеличения осветительной нагрузки и возможности ее питания от шин РУНН КТП,
где установлены мощные автоматические выключатели (минимальное значение
номинального тока теплового расцепителя, как правило, составляет 100 А).
Возможно непосредственное подключение групповых щитков к шинам КТП, если
использовать либо последовательное включение с АВ в КТП автоматических
выключателей, характеристики которых соответствуют пропускной способности
питающей осветительной линии, либо применять в КТП АВ серии ВА 88, выбирая
для подключения осветительной нагрузки АВ типа ВА 88-32, имеющий
Iнтр
= 16 А и высокую отключающую способность (40 кА).
Рис. 2. Схема питания рабочего и эвакуационного освещения от
однотрансформаторной КТП: 1 – КТП; 2 – магистральный щиток (пункт);
3 – групповой щиток рабочего освещения; 4 – групповой щиток
эвакуационного освещения; 5 – линия питающей сети рабочего
освещения; 6 – линия питающей сети эвакуационного освещения |
|
Рис. 3. Схема питания рабочего и аварийного
(безопасности и эвакуационного) освещения от двух магистральных
шинопроводов: 1 – КТП; 2 – магистральный шинопровод; 3 –
автоматический выключатель, устойчивый к току короткого замыкания; 4
– магистральный щиток (пункт); 5 – групповой щиток рабочего
освещения; 6 – групповой щиток аварийного освещения; 7 – линия
питающей сети рабочего освещения; 8 – линия питающей сети аварийного
освещения; 9 – питание рабочего освещения других участков
здания или силовых потребителей |
Рис. 4. Схема перекрестного питания рабочего и аварийного (безопасности
и эвакуационного) освещения: 1 – КТП; 2 – магистральный щиток; 3 –
групповой щиток рабочего освещения; 4 – групповой щиток аварийного
освещения; 5 – линия питающей сети рабочего освещения; 6 – линия питающей
сети аварийного освещения
|
Рис. 5. Схема питания рабочего и
эвакуационного освещения от одного магистрального шинопровода: 1
– КТП; 2 – магистральный шинопровод; 3 – автоматический
выключатель, устойчивый к току короткого замыкания; 4 –
магистральный щиток (пункт); 5 – групповой щиток рабочего
освещения; 6 – групповой щиток эвакуационного освещения; 7 –
линия питающей сети рабочего освещения; 8 – линия питающей сети
эвакуационного освещения |
Рис. 6. Схемы питания освещения безопасности и эвакуационного от силовой
сети: а и б – ответвления от силовой сети; в –
от силового распределительного пункта; 1– линия
силовой питающей сети; 2 – силовой распределительный пункт; 3 –
автоматический выключатель; 4 – линия к светильникам аварийного освещения; 5
– групповой щиток аварийного освещения; 6 – линия питающей сети аварийного
освещения
Рис. 7. Схемы питания освещения от вводов в здания: а –
питание светильников непосредственно от вводного устройства; б – питание от
вводного устройства одного щитка; в – то же нескольких щитков рабочего или
аварийного освещения; г – питание от вводно-распределительного устройства
щитков рабочего и эвакуационного освещения; 1 – ввод в здание кабельной или
воздушной линии; 2 – вводное устройство; 3 –
вводно-распределите-льное устройство; 4 – групповой щиток рабочего или
аварийного освещения; 5 – групповой щиток рабочего освещения; 6 – групповой
щиток эвакуационного освещения; 7 – светильник рабочего или аварийного
освещения
При использовании схем БТМ (блок «трансформатор – магистраль») возможны два
варианта питания осветительной нагрузки: отпайкой до вводного
автоматического выключателя (рис. 3) или от начала магистрального
шинопровода с целью уменьшения потерь напряжения (рис. 5).
С учетом рекомендаций ПУЭ для питания рабочего освещения при незначительной
осветительной нагрузке возможно использование схем, представленных на рис.
6.
При отсутствии собственных КТП в здании цеха используются схемы питания
освещения от вводов в здание, представленные на рис. 7.