2.4.1.
Настоящая глава распространяется на силовые кабельные линии напряжением от 0,4
до 220 кВ.
2.4.2.
При сдаче в эксплуатацию КЛ напряжением до и выше 1000 В кроме документации,
предусмотренной строительными нормами и правилами и отраслевыми правилами
приемки, должна быть оформлена и передана заказчику следующая техническая
документация:
скорректированный проект КЛ, который для КЛ на напряжение 110 кВ и выше должен
быть согласован с заводом - изготовителем кабелей и эксплуатирующей
организацией;
исполнительный чертеж трассы с указанием мест установки соединительных муфт,
выполненный в масштабе 1:200 или 1:500 в зависимости от развития коммуникаций в
данном районе трассы;
чертеж
профиля КЛ в местах пересечения с дорогами и другими коммуникациями для КЛ на
напряжение 20 кВ и выше и для особо сложных трасс КЛ на напряжение 6 и 10 кВ;
акты
состояния кабелей на барабанах и, в случае необходимости, протоколы разборки и
осмотра образцов (для импортных кабелей разборка обязательна);
кабельный
журнал;
инвентарная опись всех элементов КЛ (для КЛ напряжением выше 1000 В);
акты
строительных и скрытых работ с указанием пересечений и сближений кабелей со
всеми подземными коммуникациями;
акты на
монтаж кабельных муфт;
акты
приемки траншей, блоков, труб, каналов, туннелей и коллекторов под монтаж;
акты на
монтаж устройств по защите КЛ от электрохимической коррозии, а также документы о
результатах коррозионных испытаний в соответствии с проектом;
протоколы
испытания изоляции КЛ повышенным напряжением после прокладки (для КЛ напряжением
выше 1000 В);
документы
о результатах измерения сопротивления изоляции;
акты
осмотра кабелей, проложенных в траншеях и каналах перед закрытием;
протокол
прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах;
акт
проверки и испытания автоматических стационарных установок пожаротушения и
пожарной сигнализации.
Кроме
перечисленной документации при приемке в эксплуатацию КЛ напряжением 110 кВ и
выше монтажной организацией должны быть дополнительно переданы заказчику:
исполнительные высотные отметки кабеля и подпитывающей аппаратуры для
маслонаполненных кабелей низкого давления на напряжение 110 - 220 кВ;
документы
о результатах испытаний масла (жидкости) из всех элементов линий; результатах
пропиточных испытаний; результатах опробования и испытаний подпитывающих
агрегатов для маслонаполненных кабелей высокого давления; результатах проверки
систем сигнализации давления;
акты об
усилиях тяжения при прокладке;
акты об
испытаниях защитных покровов повышенным электрическим напряжением после
прокладки;
протоколы
заводских испытаний кабелей, муфт и подпитывающей аппаратуры;
документы
о результатах испытаний устройств автоматического подогрева концевых муфт;
результатах измерения тока по токопроводящим жилам и оболочкам (экранам) каждой
фазы маслонаполненных кабелей низкого давления и кабелей с пластмассовой
изоляцией на напряжение 110 кВ; результатах измерения емкости кабелей;
результатах измерения сопротивления заземления колодцев и концевых муфт.
2.4.3.
При приемке в эксплуатацию вновь сооружаемой КЛ должны быть произведены
испытания в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.
2.4.4.
Потребитель, которому принадлежит КЛ (эксплуатирующая организация), должен вести
технический надзор за прокладкой и монтажом КЛ всех напряжений, сооружаемых
монтажными организациями.
При
надзоре за прокладкой и при эксплуатации небронированных кабелей со шланговым
покрытием особое внимание должно быть уделено состоянию шлангов. Кабели со
шлангами, имеющими сквозные порывы, задиры и трещины, должны быть
отремонтированы или заменены.
2.4.5.
Каждая КЛ должна иметь паспорт, включающий документацию, указанную в п. 2.4.2,
диспетчерский номер или наименование.
Открыто
проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками; на
бирках кабелей в начале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение,
сечение, номер или наименование линии; на бирках соединительных муфт - номер
муфты, дата монтажа.
Бирки
должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. Они должны быть расположены
по длине линии через каждые 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на
поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и
перекрытия (с обеих сторон).
2.4.6.
Для каждой КЛ при вводе в эксплуатацию должны быть установлены наибольшие
допустимые токовые нагрузки. Нагрузки должны быть определены по участку трассы
длиной не менее 10 м с наихудшими условиями охлаждения. Повышение этих нагрузок
допускается на основе тепловых испытаний при условии, что температура жил будет
не выше длительно допустимой температуры, приведенной в государственных
стандартах или технических условиях. При этом нагрев кабелей должен проверяться
на участках трасс с наихудшими условиями охлаждения.
2.4.7. В
кабельных сооружениях и других помещениях должен быть организован
систематический контроль за тепловым режимом работы кабелей, температурой
воздуха и работой вентиляционных устройств.
Температура воздуха внутри кабельных туннелей, каналов и шахт в летнее время
должна быть не более чем на 10 град. С выше температуры наружного воздуха.
2.4.8. На
период ликвидации аварии допускается перегрузка по току для кабелей с
пропитанной бумажной изоляцией напряжением до 10 кВ на 30% продолжительностью не
более 6 ч в сутки в течение 5 суток, но не более 100 ч в год, если в остальные
периоды этих суток нагрузка не превышает длительно допустимой.
Для
кабелей, находившихся в эксплуатации более 15 лет, перегрузки должны быть
снижены до 10%.
Перегрузки кабелей с пропитанной бумажной изоляцией напряжением 20 и 35 кВ не
допускаются.
2.4.9. На
период ликвидации аварии допускаются перегрузки по току для кабелей с изоляцией
из полиэтилена и поливинилхлоридного пластиката на 15% и для кабелей с изоляцией
из резины и вулканизированного полиэтилена на 18% продолжительностью не более 6
ч в сутки в течение 5 суток, но не более 100 ч в год, если в остальные периоды
этих суток нагрузка не превышает длительно допустимой.
Для
кабелей, находившихся в эксплуатации более 15 лет, перегрузки должны быть
снижены до 10%.
2.4.10.
Перегрузка маслонаполненных кабелей низкого и высокого давления напряжением 110
- 220 кВ должна быть установлена местными инструкциями с учетом требований
государственных стандартов.
2.4.11.
Для каждой КЛ из маслонаполненных кабелей или ее секции напряжением 110 - 220 кВ
в зависимости от профиля линии местными инструкциями должны быть установлены
допустимые предельные значения давления масла, при отклонениях от которых КЛ
должна быть отключена и включена только после выявления и устранения причин
нарушений.
2.4.12.
Пробы масла из маслонаполненных кабелей и жидкости из концевых муфт кабелей с
пластмассовой изоляцией напряжением 110 кВ и выше должны отбираться перед
включением новой линии в работу, через 1 год после включения, затем через 3 года
и в последующем - каждые 6 лет. Значения контролируемых параметров масла и
жидкости должны соответствовать нормам испытания электрооборудования (Приложение
3).
2.4.13.
При однофазном замыкании на землю в сетях с изолированной или компенсированной
нейтралью персонал должен немедленно сообщить об этом дежурному на питающей
подстанции или дежурному по сети энергоснабжающей организации и в дальнейшем
действовать по их указаниям.
2.4.14.
Нагрузки КЛ должны измеряться периодически в сроки, установленные нормами
испытания электрооборудования (Приложение 3). На основании данных этих измерений
должны уточняться режимы и схемы работы КЛ.
2.4.21. В
районах с электрифицированным рельсовым транспортом или агрессивными грунтами на
КЛ должны проводиться измерения блуждающих токов, составляться и систематически
корректироваться потенциальные диаграммы КЛ (или ее отдельных участков) и карты
почвенных коррозионных зон. В городах, где организована совместная
антикоррозионная защита для всех подземных коммуникаций, снятие потенциальных
диаграмм не требуется.
Потенциалы кабелей должны измеряться в зонах блуждающих токов, местах сближения
силовых кабелей с трубопроводами и кабелями связи, имеющими катодную защиту, и
на участках кабелей, оборудованных установками по защите от коррозии. На кабелях
со шланговыми защитными покровами должно контролироваться состояние
антикоррозионного покрытия.
2.4.22.
Потребитель, в ведении которого находятся КЛ, должен контролировать выполнение
управлениями и службами электрифицированного рельсового транспорта мероприятий
по уменьшению значений блуждающих токов в земле в соответствии с установленными
требованиями.
При
обнаружении на КЛ опасности разрушения металлических оболочек из-за
электрической, почвенной или химической коррозии должны быть приняты меры к ее
предотвращению.
За
защитными устройствами на КЛ должно быть установлено наблюдение в соответствии с
местными инструкциями.
2.4.23.
Раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться
только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по
территории которой проходит КЛ, и организации, эксплуатирующей КЛ. К разрешению
должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ.
Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями
как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель
должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а
вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от
механических повреждений. На месте работы должны быть установлены сигнальные
огни и предупреждающие плакаты.
2.4.24.
Перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие)
кабельной линии под надзором электротехнического персонала Потребителя,
эксплуатирующего КЛ, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания.
При
обнаружении во время разрытия земляной траншеи трубопроводов, неизвестных
кабелей или других коммуникаций, не указанных на схеме, необходимо приостановить
работы и поставить об этом в известность ответственного за электрохозяйство.
Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений
следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами.
2.4.25.
Зимой раскопки на глубину более 0,4 м в местах прохождения кабелей должны
выполняться с отогревом грунта. При этом необходимо следить за тем, чтобы от
поверхности отогреваемого слоя до кабелей сохранялся слой фунта толщиной не
менее 0,15 м. Оттаявший грунт следует отбрасывать лопатами.
Применение ломов и тому подобных инструментов не допускается.
2.4.26.
Производство раскопок землеройными машинами на расстоянии ближе 1 м от кабеля, а
также использование отбойных молотков, ломов и кирок для рыхления грунта над
кабелями на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта менее 0,3 м, не
допускается.
Применение ударных и вибропогружных механизмов разрешается на расстоянии не
менее 5 м от кабелей.
Для
производства взрывных работ должны быть выданы дополнительные технические
условия.
2.4.27.
Владелец (балансодержатель) КЛ и эксплуатирующая организация должны периодически
оповещать организации и население района, где проходят кабельные трассы, о
порядке производства земляных работ вблизи этих трасс.
2.4.28.
КЛ должны периодически подвергаться профилактическим испытаниям повышенным
напряжением постоянного тока в соответствии с нормами испытания
электрооборудования (Приложение 3).
Необходимость внеочередных испытаний КЛ, например, после ремонтных работ или
раскопок, связанных со вскрытием трасс, а также после автоматического отключения
КЛ, определяется руководством Потребителя, в ведении которого находится
кабельная линия.
Испытание
КЛ напряжением 110 - 220 кВ производится только с разрешения энергоснабжающей
организации.
2.4.29.
Для предотвращения электрических пробоев на вертикальных участках кабелей
напряжением 20 - 35 кВ вследствие осушения изоляции необходимо их периодически
заменять или устанавливать стопорные муфты.
Для КЛ
напряжением 20 - 35 кВ с кабелями, имеющими нестекающую пропиточную массу и
пластмассовую изоляцию, или с газонаполненными кабелями не требуется
дополнительного наблюдения за состоянием изоляции вертикальных участков и их
периодической замены.
2.4.30.
Образцы поврежденных кабелей и поврежденные кабельные муфты при электрическом
пробое изоляции в работе или при профилактических испытаниях должны подвергаться
лабораторным исследованиям для установления причин повреждений и разработки
мероприятий по их предупреждению. При предъявлении рекламаций
заводам-изготовителям поврежденные образцы с заводскими дефектами должны быть
сохранены для осмотра экспертами.
В начало |