Вопрос 19

Назад Домашняя Вверх Далее

 

Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Вопрос 11
Вопрос 12
Вопрос 13
Вопрос 14
Вопрос 15
Вопрос 16
Вопрос 17
Вопрос 18
Вопрос 19
Вопрос 20
Вопрос 21
Вопрос 22
Вопрос 23
Вопрос 24
Впорос 25
Вопрос 26
Вопрос 27
Вопрос 29
Вопрос 31
Вопрос 32
Вопрос 36
Вопрос 38
Вопрос 39
Вопрос 41
Вопрос 42
Вопрос 47
Вопрос 51
Вопрос 52
Вопрос 53
Вопрос 54
Вопрос 55
Вопрос 56
Вопрос 57
Вопрос 59
Вопрос 60
Вопрос 61
Вопрос 62

Эксплуатация воздушных линий электропередачи

Некоторые термины к воздушным линиям до 1 кВ и выше 1 кВ

Воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - устройство для передачи и распределения ЭЭ по изолированным или неизолированным проводам, прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. ВЛ напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ.
Самонесущий изолированный провод - скрученные в жгут изолированные жилы. Несущая жила может быть как изолированной, так и не изолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута. СИП крепится к опорам без изоляторов.
Магистраль ВЛ - участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры. К магистрали ВЛ могут быть присоединены линейные ответвления или ответвления к вводу.
Линейное ответвление от ВЛ - участок линии, присоединенной к магистрали ВЛ, имеющий более двух пролетов.
Ответвление от ВЛ к вводу - участок от опоры магистрали или линейного ответвления до зажима (изолятора ввода).
Ответвления от ВЛИ допускается выполнять в пролете.
При расчетах механической части ВЛ до 1 кВ принимают:
- за нормальный режим - режим при необорванных проводах;
- за монтажный режим - режим в условиях монтажа опор и проводов.
Механический расчет ВЛ до 1 кВ в аварийном режиме не производится.
Проводники ВЛ выше 1 кВ прикрепляются при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкция, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Воздушные линии напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ выполняются не-изолированными проводами и проводами с защитной изолирующей оболочкой - защищенными проводами (ВЛЗ), а напряжением выше 20 кВ - неизолированными проводами.
Пролет ВЛ - участок ВЛ между двумя опорами или конструкциями, заменяющими опоры. Длина пролета - горизонтальная проекция этого участка ВЛ.
Стрела провеса провода (молниезащитного троса) - расстояние по верти-кали от прямой, соединяющей точки крепления провода (троса), до провода (троса).
Подвесной изолятор - изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к опорам или заменяющим их несущим конструкциям.
Гирлянда изоляторов - устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.
Штыревой изолятор - изолятор, состоящий из изоляционной детали, закрепленной на штыре или крюке опоры.

Приемка в эксплуатацию воздушных линий

Все элементы ВЛ должны соответствовать государственным стандартам, строительным нормам и правилам Российской Федерации и ПУЭ, а вновь сооружаемые и реконструированные ВЛ должны быть выполнены в соответствии с проектом.
При согласовании технической документации (технического задания) на вновь проектируемые (реконструированные) ВЛ Потребители предоставляют проектным организациям данные о фактических условиях в зоне проектируемого объекта (климатические условия, характер и интенсивность загрязнения и др.) и требуют учитывать эти условия в проекте. Проект ВЛ после его выполнения согласовывают с энергоснабжающей организацией.
Потребитель, будущий владелец ВЛ, организует технический надзор за производством строительно-монтажных работ (СМР) и проверку их соответствия утвержденной технической документации.
Приемку вновь сооруженной ВЛ производит комиссия, которая руководствуется положениями СНиП и Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений. Комиссия создает рабочие подкомиссии, куда включают электромонтеров и электрослесарей. Они производят детальный осмотр ВЛ (с влезанием на каждую опору), проверяют состояние опор и трассы, заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса, расстояния от проводов и тросов в пролетах и в пересечениях до земли и объектов, нумерацию опор, наличие надписей даты сооружения ВЛ на концевых опорах и состояние охранных зон. Эти зоны установлены для всех ВЛ, проходящих по на-селенной и ненаселенной местности. Охранная зона ограничивается параллельными линиями, расположенными на проекциях на землю крайних проводов. Границы охранной зоны зависят от напряжения ВЛ: при напряжении до 20 кВ включительно – 10 м, для 35 кВ – 15 м, для 110 кВ – 20 м.
При приемке ВЛ в эксплуатацию производитель СМР передает ее владельцу всю проектную и исполнительную документацию с исправлениями и дополнениями, инвентарную опись всех элементов и сооружений, акты скрытых и протоколы пусконаладочных работ (ПНР) и приемосдаточных испытаний (ПСИ) и другую документацию.
Перед сдачей ВЛ в эксплуатацию должны быть измерены сопротивления заземлителей опор. Для ВЛ напряжением выше 1000 В наибольшие значения этих сопротивлений установлены ПТЭЭП в зависимости от удельного сопротивления грунта, а для ВЛ 3 - 35 кВ в зависимости от расчетного тока замыкания на землю. Для ВЛ ниже 1000 В сопротивления заземлителей опор не должны быть выше: 660/380 В - 15 Ом; 380/220 В - 30 Ом; 220/127 В - 60 Ом; опоры с устройствами грозозащиты - 30 Ом.
По результатам работы подкомиссий составляется акт, который передаются строительно-монтажной организации. После устранения ею всех выявленных недостатков и несоответствий с проектом производится повторный осмотр линии и составляется дополнительный акт. На основании актов рабочих подкомиссий и ознакомления с документацией приемочная комиссия определяет готовность ВЛ к передаче в эксплуатацию.
Включение ВЛ под напряжение производит оперативный персонал Потребителя с разрешения председателя комиссии и по согласованию с энергоснабжающей организацией. Напряжение на линию подается толчком при минимальных уставках по току и времени на реле защит. Пред постановкой ВЛ под нагрузку ее фазируют.
При приемке в эксплуатацию ВЛИ проверяют соответствие выполненных строительно-монтажных работ проекту и требованиям НТД, а также выборочно проверяют конструкции опор, элементов и узлов ВЛИ, а результаты оформляют протоколами. Выборочным проверкам подлежат:
- опоры - глубина установки в грунте, качество засыпки котлованов;
- скрученный в жгут изолированный провод;
- элементы крепления анкерных и поддерживающих зажимов к опорам, стенам зданий и сооружений;
- защитные изолирующие прокладки, кожухи, колпачки, изолирующие бандажные ленты и хомуты;
- анкерные, поддерживающие, соединительные и ответвительные зажимы;
- зажимы и устройства заземлений и защиты от перенапряжений;
- габариты, приближения и пересечения, в том числе на опорах;
- сопротивления петли "фаза - ноль";
- сопротивления заземляющих устройств.
Результаты проверки оформляют протоколом.

Эксплуатация воздушных линий электропередачи

Эксплуатация ВЛ включает в себя проведение осмотров, межремонтных испытаний и измерений, то есть профилактических испытаний, и капитальных ремонтов.
Осмотры ВЛ разделяют на периодические, верховые и внеочередные. Периодические осмотры проводят по графику, утвержденному ОЗЭХ Потребителя с учетом местных условий эксплуатации ВЛ, не реже одного раза в год путем обхода по всей длине линии. Кроме того, не реже одного раза в год лицо из АТП владельца ВЛ должно проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки, подлежащие ремонту. При осмотре обходчик должен идти по обочине трассы, имея ввиду, что возможно появление опасных для жизни потенциалов при повреждениях изоляторов или при появления больших токов утечки при их загрязнении.
ВЛ 35 кВ и выше, эксплуатируемые 20 лет и более, а также ВЛ, проходящие по открытым участкам и участкам с интенсивным загрязнением, должны не реже одного раза в пять лет подвергаться верховому осмотру, то есть осмотру с влезанием на опоры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках. Верховые осмотры производят при отключенных ВЛ.
Все другие ВЛ напряжением 35 кВ и выше необходимо осматривать не реже одного раза в 10 лет. На ВЛ 0,4 - 20 кВ верховые осмотры производят по мере необходимости.
Внеочередные осмотры ВЛ или их участков проводят при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек (в местах их пересечения с ВЛ), при пожарах в зоне трассы, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного - по мере необходимости.
При осмотрах ВЛ проверяют:
- противопожарное состояние трассы: в охраняемой зоне не должно быть хозяйственных или производственных строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, могущих при падении упасть на провода или опасно приближенным к ним, складирования горючих материалов, сторонние организации не должны выполнять любые работы без письменного согласования с владельцем ВЛ (Потребителем, которому принадлежит ВЛ).
- состояние фундаментов, приставок (пасынков): не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах и приставках;
- состояние опор: не должно быть наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых соединений на металлических опорах, обрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд; на опорах должны быть надписи и знаки безопасности;
- состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов, расщеплений и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, недопустимого увеличения стрел провеса и расстояний от поводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибраций, предусмотренных проектом ВЛ;
- стояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждений глазури, смещений насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов;
- состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей ;
- состояние разрядников, коммутационных аппаратов на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединения грозозащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушений коррозией элементов заземляющего устройства.
Для осмотра состояния элементов ВЛ при обходе пользуются специальными биноклями и небольшими подзорными трубами.
Все выявленные при осмотре ВЛ неисправности обходчики отмечают в эксплуатационной документации - в книге регистрации неисправностей при осмотре ВЛ. Ответственный за электрохозяйство принимает меры по устранению этих неисправностей.
При эксплуатации ВЛ производят:
- проверку состояния трассы путем обходов. При этом измеряют ширину просеки (с периодичностью не реже одного раза в три года), высоту деревьев и кустарников под проводами и расстояния элементов ВЛ от стволов деревьев и их кроны - по мере необходимости;
- проверку состояния фундаментов опор. Измеряют размеры сколов и трещин фундаментов. Уменьшение диаметров анкерных болтов и зазоров между пятой опоры и фундаментом не допускается. Периодичность - один раз в 6 лет;
- проверку состояния опор: измеряют прогибы металлических конструкций (периодичность - не реже одного раза в 6 лет), проверяют оттяжки (по мере необходимости), коррозионный износ металлических конструкций - траверс и других элементов, производят измерения трещин и других повреждений железобетонных опор (периодичность измерений - один раз в 6 лет), степень и глубину внешнего и внутреннего загнивания деталей деревянных опор, проверяют правильность установки опор. Допускаемые отклонения положения опор и их элементов, значения прогибов и размеры дефектов железобетонных опор и приставок (пасынков) приведены в ПТЭЭП;
-контроль проводов и молниезащитных тросов: измеряют расстояния от проводов и тросов до поверхности земли, до различных объектов и сооружений в местах сближения и пересечений, между проводами разных линий при совместной подвеске проводов. Эти расстояния должны быть не менее установленных ПУЭ. Допускается уменьшение расстояния от проводов ВЛ до опор не более 10%;
- контроль стрел провеса и расстояний до элементов ВЛ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от предусмотренной проектом более чем на 5 % при условии соответствия нормативным значениям расстояний до земли и пересекаемых объектов;
- контроль сечений проводов и молниезащитных тросов. Измеряется площадь их сечения, которая может измениться в результате обрыва отдельных проволок;
- контроль состояния изоляторов и изолирующих подвесок (кроме стеклянных и полимерных подвесных изоляторов) производится внешним осмотром;
- измерения сопротивления изоляции производят в случае применения фарфоровых подвесных изоляторов мегомметром напряжением 2500 В при положительной температуре. Необходимость испытаний штыревых изоляторов устанавливают графиком ППР с учетом местных условий загрязнения;
- проверку заземляющих устройств. Поверяют соединения заземлителей с заземляемыми элементами, в том числе с естественными заземлителями, а также проверяют напряжение прикосновения на территории ЭУ и напряжение на заземляющем устройстве в случае, когда ЭУ выполнена по нормам на напряжение прикосновения, Наибольшие напряжения не должны превышать:
500 В при длительности воздействия 0,1 с; 400 В при 0,2 с; 200 В при 0,5 с;130 В при 0.7 с; 100 В при 1 с; 65 В при длительности от 1 до 5 с. Измерения производят в контрольных точках, в которых значения напряжения прикосновения определены при проектировании или при капитальном ремонта заземления. За длительность воздействия принимают суммарное время действия резервной релейной защиты и собственное время отключения выключателей. На опорах ВЛ с разъединителями, защитными промежутками, разрядниками, повторными заземлением нулевого провода и другим ЭО и выборочно у 2% металлических и железобетонных опор на участках в населенных пунктах ежегодно проводят измерения сопротивления заземляющих устройств. Набольшие допустимые значения сопротивлений заземлителей Rз.д опор ВЛ выше 1 кВ, имеющие молниезащитные тросы или другие устройства молниезащиты, металлические и железобетонные опоры ВЛ 35 кВ и такие же опоры ВЛ 3 - 20 кВ в населенной местности, заземлители оборудования на опорах 110 кВ и выше, зависят от удельного сопротивления грунта ρ: от 10 Ом при ρ<100 Ом•м до 30 Ом при
ρ >1000 Ом•м. При удельном сопротивлении грунта ρ > 5000 Ом•м Rз.д=0,006ρ.
Для ЭО, установленного на опорах ВЛ 3 - 35 кВ Rз.д= 250/Iр.з , но не более 10 Ом, где Iр.з - расчетный ток замыкания на землю, в качестве которого принимают:
- в сетях без компенсации емкостного тока замыкания на землю - ток замыкания на землю:
- в сетях с компенсацией емкостного тока- в зависимости от вида ЭУ.
Наибольшие допустимые значения сопротивлений заземлителей опор ВЛ на напряжение до 1 кВ приведены ниже:
- опоры с устройствами молниезащиты - 30 Ом;
- ВЛ 660/380 В - 15 Ом;
- ВЛ 380/220 В - 30 Ом;
- ВЛ 220/127 В - 60 Ом.
При удельном эквивалентном сопротивлении грунта ρ> 100 Ом•м допускается увеличить эти значения в 0,01ρ раз, но не более десятикратного.
При капитальных ремонтах ВЛ, проводимых по графикам, проверяют правильность установки опор, контроль проводов и молниезащитных тросов, стрел провеса и расстояний до элементов ВЛ, сечения соединений проводов и тросов, измеряют сопротивление изоляции подвесных , а при необходимости штыревых изоляторов, проверяют заземляющие устройства и трубчатые разрядники. При производстве измерения и испытаний и при капитальных ремонтах применяют специальную технику: передвижные вышки, испытательные лаборатории, смонтированные на автомобильных шасси, передвижные испытательные лаборатории и др.
 

В начало

 

Назад Домашняя Вверх Далее







Hosted by uCoz